Nx-53-RU - Элщадакель
рейтинг: 4.6
20/95%

Приложение Nx-53-III: Краткое описание полученных антропологических сведений.

Жители Nx-53 относятся к смешанному монголоидно-европеоидному типу, обычно низкого (около 150-160 см) роста, худощавые, внешний вид можно описать как «болезненный». Имеют следующие физиологические изменения: крайне бледная кожа, через которую довольно хорошо видны кровеносные сосуды, и, по-видимому, слой тапетума в глазах, что позволяет им видеть в почти абсолютной темноте. Самоназвание — «мадзэт», «мадз» в единственном числе, что переводится как «человек». Культурно схожи с оленеводческими народами севера, с поправкой на их условия проживания. Находятся, в целом, на довольно низком уровне технологического развития, пользуются костяными, реже — каменными орудиями; при этом обработка этих материалов развита хорошо. Рудокопство или обработка металлов, насколько известно, отсутствует, ввиду чего примечательны следы доисторической горнодобывающей деятельности, обнаруженные в некоторых туннелях.

Мадзы проживают осёдло в компактных поселениях, разводят Оджой-051, мясо которых употребляют в пищу вместе с грибами, съедобными частями ягелевых2 лишайников и некоторыми другими пещерными животными. Шкуру и кости используют для создания одежды, инструментов, украшений и как материал для жилищ. У каждого отдельного хозяйства есть несколько своих оленей, содержащихся в или у жилища, но большинство стад Оджой-05 общие, забота и уход за ними коллективны. По словам жителей, «так было всегда», это не является новшеством, возникшим после взаимодействия с Отделом «П» или иными представителями советской власти. Добыча огня известна, но пища обычно потребляется сырой из соображений пожарной безопасности и нехватки древесины для костров.

По словам жителей, в самом большом из поселений нексуса проживает около 3 000 человек, в самом мелком — около 200. Каждое из них основано вокруг крупных мегалитических построек из чёрного камня габбро, разрешение на доступ в которые получено не было3. Взятые на анализ пробы материала происходят из месторождения горного массива Чистоп, расположенного в 30 километрах от Nx-53. Согласно радиоизотопному датированию проб, строения возведены приблизительно во втором тысячелетии до нашей эры. Местные жители отказываются комментировать их происхождение или назначение, но, похоже, они выступают в качестве храмов или мест общественной жизни.

bonething2.png
Поясное украшение мадзов. Кость.

Материальная культура демонстрирует общие черты с кочевыми народами севера Восточно-Европейской равнины и севера Западной Сибири (ненцы, ханты и манси). Декоративные элементы, украшающие одежду и бытовые предметы, необычны: орнамент так таковой не используются, вместо этого даже одежда оформляется множеством отдельных символов, скорее напоминающих тамги4, хотя и обладающих большей художественной проработкой. Распространены изображения спиралей и спиралевидных узоров, особенно восьмирукавных — четыре длинных и между ними четыре коротких. Подобные солярные символы скорее характерны для намного более южных индо-иранских культур, либо же культур, находившихся с ними в контакте.

Экономическо-социальный строй можно, с некоторыми поправками, охарактеризовать как первобытный коммунизм. Хотя понятие создано для описания малочисленных сообществ охотников-собирателей, условия существования в подземной экосистеме Nx-53, видимо, таковы, что даже с относительно большой численностью населения, использовании скотоводчества и культивирования съедобных лишайников количества производимых ресурсов (оленьего мяса и прочих получаемых из их тел материалов) недостаточно для преодоления жизнеобеспечивающего минимума и создания имущественного расслоения, за чем последовала бы классовая стратификация общества и прочее. Поэтому общество остаётся эгалитарным, все способные к труду члены общины так или иначе задействованы в производстве, существенного различия между ними в плане имущества, богатства или образа жизни нет. Примечательно также, что у них отсутствует чёткое разделение труда по полу, жилище не делится на женскую и мужскую половину (подобные традиции есть у всех коренных народов региона).

Некоторые из мадзов знают русский ввиду взаимодействия с Отделом «П» ГРУ, но большинство разговаривает только на архаичном языке уральского происхождения, а точнее — близкого к угорским, т.е. венгерскому, мансийскому и хантыйскому. Работа по изучению языка и составлению словаря уже ведётся сотрудником Воробьёвым, специалистом по языкознанию. Название нексуса, Элщадакель, переводится как «убежище». Записи речи на мадзийском, с переводом и без, можно прослушать в Документе Nx-53-42.

Религия мадзов пока изучена плохо. Известно, что они исповедуют генотеистическую религию5 и поклоняются одному божеству по имени Эаан; упомянутые солярные символы являются обозначающим его знаком. Существование неких других богов признаётся, но они рассматриваются исключительно как злонамеренные сущности. Возможно, это является следствием былых культурных контактов с христианами или мусульманами. Никакие религиозные обряды задокументированы не были, так как они проводятся только внутри храмов.

Любопытной религиозной традицией является отсутствие имён в привычном понимании — или, точнее говоря, их нетипичная форма. С определённого момента у человека появляется прозвище, иногда весьма длинное, зависящее от его отличительных черт или качеств, по которому он становится известен окружению. В пределах расширенной семьи всегда используются обозначения родственных связей. Так, Василиса, с которой было проведено интервью Nx-53-116, была известна как Рыжая-девочка-которая-вернулась в молодости, и в настоящее время её называют Рыжей-женщиной-которая-работает-по-камню. Причина текущего прозвища самоочевидна, причиной первого является то, что она была одной из насильственно изъятых Отделом «П» детей, которые были возвращены назад. В то же время, например, в разговорах с другими членами семьи брат её зятя будет ссылаться на неё как на Тёщу-моего-брата, и использовать общепринятое прозвище только при необходимости уточнить, о ком речь, для тех, кто не знаком с его расширенной семьёй.

Это может создавать и создаёт некоторую путаницу. Например, «Старуха/хозяйка из Холатчахль» (Колацякл-эвкке), может обозначать как любую пожилую женщину из Поселения 6, о которой идёт разговор, так и служить именем собственным для Хозяйки Холатчахль. Подобные проблемы решаются уточнениями в ходе разговора.

Упомянутая Хозяйка — довольно известная фигура из Поселения 6, под горой Холатчахль, которая занималась ведением дел с Отделом «П», вероятно, для Проекта Полифем (см. ниже), если судить по датам. Известно, что в поселениях с 4 по 6 проживают религиозные фигуры, саалюсоонь, встретиться с которыми тоже не удалось из-за блокировки доступа к пещерной сети дальше Поселения 2 — предполагается, что эта проблема разрешится в ближайшем будущем ввиду постепенного роста доверия местного населения к Фонду. По словам одного из жителей7, саалюсоонь это, насколько позволяет понять несовершенный разговорник по мадзийскому, должность, которая передаётся от одного человека к другому и отвечает за сохранение историй (т.е. должность сказителя?), но большего понять не удалось. Все другие мадзы, которых просили разъяснить значение этого слова, отказались говорить и в целом, кажется, негативно реагировали на сам факт того, что персоналу об этом известно.

Превалирующее нежелание покидать пределы нексуса обосновывается как религиозным обычаем, боязнью подвергнуть себя гневу божеств, так и практическим нежеланием вступать в контакт с чужаками, что может повлечь реальные негативные последствия. Но вылазки на поверхность, как оказалось, иногда всё-таки совершаются: они нерегулярны, так как происходят по инициативе/нужде отдельных мадзов (последние никогда не отходят на более чем █ километров от входов8) и проводятся под покровом ночи, как из соображений нежелательности обнаружения нексуса посторонними, так и из-за повышенной светочувствительности. Выходить на поверхность запрещено, пока в группе не наберётся хотя бы шесть взрослых людей. Целью таких вылазок обычно является добыча древесины, из которой изготовляются, например, колыбели.

Вопрос о взаимодействии жителей Nx-53 с другими народами или государствами до 1940-х годов до сих пор остаётся открытым. Некоторые сотрудники, в особенности доктор геологических наук Иванов, высказывают мнение о связи мадзов с легендами о Чуди Белоглазой, древним народом рудокопов и превосходных кузнецов, которые перешли на подземный образ жизни из-за угрозы колонизации и христианизации русскими, или схожими мифами о подземном народе сихиртя у ямальских ненцев, но серьёзных доказательств этому нет. В легендах мадзов, впрочем, действительно говорится, что они ушли в пещеру из-за войны с другим народом, но распространяться на эту тему или рассказывать саму легенду опрошенные отказываются, ссылаясь, как и в случае многих других тем, на то, что это «не для ушей чужаков».


Другим открытым вопросом является одна из обнаруженных аномалий: Оджой-02. Называемые мадзами «скооясудас», что переводится как «защитник-вена», они представляют собой щупальцеподобные организмы тёмно-красного цвета с хитиновыми зубцами и крючками, которые ведут прикреплённый образ жизни. При этом геном Оджой-02 в целом идентичен человеческому. Мадзы вполне сознательно выращивают их и располагают на полу, стенах или потолке для защиты важных для них мест, таких как входы в поселения или культовые сооружения. Оджой-02 не проявляют агрессии к сотрудникам Фонда, по утверждением жителей, по приказу не атаковать — но неизвестно, каким образом они могут управляться жителями или, тем более, самостоятельно распознавать угрозу, поскольку у них отсутствуют какие-либо органы чувств. Их источник питания также неизвестен.

Ввиду крайне неестественной природы Оджой-02 и такого явного функционала подозревается, что мадзы способны неким образом направлять аномальный эффект нексуса для своих целей. Это же подтверждают некоторые полученные образцы костяных украшений, которые, несмотря на художественное оформление, не имеют следов искусственной обработки: словно кость была изначально выращена в нужной форме.

Из-за этого, одним из косвенных упоминаний Nx-53 считается указание на «уральских мастеров плоти» в немногих оставшихся записях по Проекту Джудекка9. В них сказано о некой «сехримнировой плоти», найденной или созданной фашистскими учёными, к преобразованию которой в подобие человеческой формы были привлечены «мастера». Это, тем не менее, спекулятивно, поскольку Урал — обширная географическая область, а биологические аномальные феномены — одни из самых распространённых.

Nx-53, действительно, впервые был обнаружен Отделом «Психотроника» ГРУ Минобороны СССР и задокументирован как Объект Особого Значения «КИММЕРИЯ». Никакой документации непосредственно по аномалии не сохранилось (вероятно намеренное уничтожение), только упоминания в общих учётных книжках ООЗ за 1949-1963 года, после этого аномалия перестаёт упоминаться. Элщадакель был, как известно по тем же книжкам, с 1953 года задействован в Проекте Полифем, но никакой документации по нему также не было найдено.

Доступные документы Отдела не обнаружили никаких других упоминаний «мастеров плоти», а ООЗ «КИММЕРИЯ» или Проект Полифем не упоминаются в сохранившейся документации по Джудекке. Другие известные биологические аномалии, модифицированные или произведённые Отделом, созданы с помощью хирургических операций, генной инженерии, применения экспериментальных химических препаратов, экстремальной психотерапии, кибернетики и прочих хорошо известных отечественной науке и паранауке способов.

Статья проверена модерацией
Структурные: рассказ
Филиал: ru
Связанная Организация или Лицо: отдел_п саркицизм
Аномалия: биоугроза
Событие: протегано
версия страницы: 65, Последняя правка: 07 Авг. 2024, 14:55 (106 дней назад)
Пока не указано иное, содержимое этой страницы распространяется по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License.