Нарративистика и Вы: Стирание граней между вымыслом и реальностью

Данная статья является переводом.



рейтинг: 4.1
5/80%


НАРРАТИВИСТИКА И ВЫ:

Стирание граней между вымыслом и реальностью

ВЕДУЩИЙ СЕМИНАРА:
Старший исследователь Дж. Ансельм Харкнесс
Концептуальные и онтологические исследования, Отдел Гибридной Теоретики Центра Пилкроу-Минковски
от имени Отдела Метафизических Исследований


Добро пожаловать на лекцию, посвящённую модели нарративной относительности, краеугольному камню Отдела Нарративистики – нового направления в Отделе Метафизических Исследований. Я - специалист Фонда по починке вайфая и реальности с многолетним стажем, старший научный сотрудник Джеймс Ансельм Харкнесс. Честно говоря, я не совсем понимаю, почему именно меня попросили выступить. Не уверен, что смогу доступно объяснить эту модель, да и работал я с вещами, мягко говоря, далёкими от этой темы. Эта ваша нарративистика, насколько я понял буквально пару дней назад, внедряется в Отдел Метафизических Исследований и в перспективе охватит все области естественных наук, изучаемые в исследовательских центрах Фонда. Это означает, что нравится вам это или нет, но Нарративистика станет частью вашего базового образования в Фонде. Она неотъемлема для понимания аномалий, для понимания места этой вселенной среди всего сущего, и для понимания места всего сущего среди всего, что лежит за его пределами.

Итак, я рад, что вы все удобно устроились, потому что у меня для вас шокирующие новости. Если вы немного знакомы с патафизикой, то, вероятно, догадываетесь, о чём я хочу сказать: знаете ли вы, что, согласно заявлениям отдела патафизики, все мы — лишь вымысел?

Да, да. Все мы здесь слышали это в той или иной форме. "Пата видел Бога, и это был писатель фанфиков из Нью-Джерси" или что-то в этом духе.

Позвольте мне развеять ваши страхи с помощью нарративистики. Не существует никакого писателя ужасов из Нью-Джерси, который диктует мысли всей этой мультивселенной. В этом, мои дорогие друзья, вы можете быть уверены.

На самом же деле это бескрайняя, вечная паутина переплетенных историй. Авторы повсюду: сверху донизу, со всех сторон, внутри и снаружи. Они засучили рукава и погрузились в твоё сознание. Ты пишешь фанфики в Нью-Джерси, я пишу, Бог пишет, Дьявол пишет. Пишут все и всё.

Нет-нет, вы не ослышались. И да, я знаю, кое-что из этого может показаться… не совсем относящимся к естественным наукам. Но прежде чем вы начнёте кидаться тапками, выслушайте меня до конца. Уверяю, в итоге все от этого только выиграют.

Да-да, вижу ваши взгляды – особенно, хм… пожалуй, теперь нас можно назвать коллегами, верно? Вижу, как качают головами мои коллеги из отделов патафизики и нарративистики. "Почему бы не использовать патафизику? Она оперирует и основами, и авторами, она справится с этой задачей!" – словно слышу ваши возражения. И хотя я согласен, что патафизика способна объяснить многие из концепций, о которых мы сегодня поговорим, она не всесильна. Она не в силах объяснить собственное место во вселенной и реальности. Более того, патафизика – это не наука. Это, скорее, философская система. Что же до нарративики, то она прекрасно работает лишь с ограниченным числом миров, а в других терпит фиаско.

Существующие модели призваны создать локальный очаг порядка в "всё более хаотичной" макросистеме. Но вот какая загвоздка: система не становится хаотичнее. Хаос был всегда. Это мы привыкли к порядку, и наша власть над тем уголком мультивселенной, который мы так долго пытались контролировать, слабеет. В конце концов, мы лишь начинаем осознавать абсурдность наших попыток. Некоторые из нас понимают: хаос такого уровня невозможно обуздать в этом масштабе. Это всего лишь несбыточная мечта.

Мы, однако, можем попытаться понять этот хаос и измерить его. В этом и кроется суть хаотичных макросистем: чем дальше мы отдаляемся, тем более упорядоченными они кажутся, тем более знакомыми становятся их законы. Нарративистика – это и есть взгляд с большего расстояния. Очень большого расстояния.

И хотя нарративистика обладает чёткими, измеримыми приложениями для понимания Великой Космологии как единой системы (мы ещё вернёмся к этому), патафизические попытки объяснить самые запутанные аспекты нарратива нашей реальности всегда были в лучшем случае туманными. Наверняка вам и самим приходилось спорить о существовании такого нарратива, о его роли, о том, почему он не складывается в единую картину, или о том, какого демиурга вы считаете патафизически высшей силой — споры эти, кстати, не прекращаются и по сей день. И чаще всего в этом виноваты жёсткие «правила» популярных патафизических моделей, хотя правильнее было бы сказать – отсутствие жёстких правил. Модели, основанные на ранних постулатах исследований С.А. Суонна в этой области, рассматривали такие мелкие аспекты реальности так же, как протогерметики изучали эзотерические аспекты алхимии. В результате многие сотрудники Фонда сегодня сыплют патафизическими терминами, словно это какие-то заклинания, которые сами собой должны привести их к истине.

Аналогичным образом, хотя даже самые бесталанные члены Ордена Золотой Зари могли получать золото из ртути, сегодня мы знаем, что их методы были, мягко говоря, далеки от совершенства. Громоздкие и неточные, они уступали методам физических наук, которые в последующие столетия смогли объяснить многие явления. Уже в 1941 году было получено первое доказательство возможности синтеза золота с помощью ускорителя частиц, но экономическая система, основанная на дефиците, сделала этот способ слишком дорогим. Сегодня передовые технологии Фонда позволяют печатать золотые слитки на 3D-принтере за ничтожную долю их стоимости, и если вы мне не верите, спросите у Федеральной Резервной Системы США.

Хотя нет, не спрашивайте. Они не поймут, о чём вы говорите, а вот мы - да. А ещё у нас есть очень сильные препараты, которые мы вводим людям, разглашающим секреты Фонда, и тем, кто эти секреты услышал. Они начинаются на "А", но я никак не могу вспомнить название…

[смеется] Ладно, немного юмора не помешает. Он нам ещё пригодится.

Вернёмся к тому, с чего я начал: разговоры об использовании и обоснованности патафизики в рамках деятельности Фонда ведутся с момента создания отдела. И хотя мы подтверждаем необходимость в подразделении, специализирующемся на изучении переменчивых реальностей, пора нам отказаться от наших прежних представлений о природе нарратива и, честно говоря, о природе нашей собственной реальности. Как только вы поймёте взаимосвязь между различными нарративными основами, вы увидите параллели между онтологией и нарративистикой, и дальнейшее станет очевидным.

Итак, прежде всего: что же такое нарративистика?




0.5.png
0.5.png
text


Нарративистика – это переосмысление ролей повествования, персонажа и автора, которое бесконечно масштабируемо и полностью инклюзивно. Она основывается на трех основных принципах:

Первый: Не существует границы между вымыслом и реальностью, как говорит название семинара. Существует иллюзия художественности или ее отсутствия, обусловленная восприятием и происхождением наблюдателя в рамках "нарративного стека". Нарративизм, достоверность и реализм – это побочные продукты относительности нарратива и сигнатуры происхождения наблюдателя. Таким образом, все повествования одинаково "реальны" для персонажей, их переживающих; для них это, по сути, их реальность.




1.png
1.png
text


Необходимо уточнить: "нарративный стек", в отличие от большинства других моделей, всего лишь визуальный инструмент, подобный системе аксиом о точке, линии и плоскости. Использование этой системы для описания буквальной нарративной реальности является ошибочным и устаревшим, так как не существует линейного вектора, соединяющего другие нарративные плоскости. Многие нарративы обладают схожими уровнями Нарративизма/Достоверности/Реализма (НДР), но не взаимодействуют друг с другом и, по сути, представляют собой совершенно разные миры. Поэтому, вы можете предположить, что нарративы не "накладываются" друг на друга в традиционном смысле. Вам будет легче понять нарративные реальности, если представить их как частоты на радио, которые находятся в противофазе друг с другом, в тесно связанных группах похожих историй, называемых каноническими пучками. "Настройка" на определенную плоскость подразумевает перемещение "ручки настройки" на определенное расстояние от вашей начальной станции, что становится сложнее, чем дальше находится ваш пункт назначения от вашей начальной точки. Если вы повернете ручку в одну сторону, вы станете менее реальным для людей на вашей начальной станции. Если вы повернете ее в другую сторону, вы станете более реальным.




2.0.png
2.0.png
text


Второй принцип: воспринимаемая реальность колеблется в двух направлениях - либо нереальна, либо сверхреальна, и каждое повествование имеет уникальную сигнатуру или "частоту", которую вы сохраняете, перемещаясь между слоями. Сверхреальность или нереальность объясняют всю онтокинетическую активность; все аномалии, изменяющие реальность, можно поделить на сверхреальные и нереальные. Для простоты понимания представьте все реальности как находящиеся на этом спектре, от отрицательной бесконечности до положительной бесконечности, но без абсолютного нуля; нереальные феномены отличаются от реальных феноменов, будь то сверхреальные или нереальные. Нереальные феномены по определению не могут существовать, даже в местах, где они должны были бы существовать; акт концептуализации или предоставления примера делает этот пример недействительным как действительно нереальный.

Не беспокойтесь о потенциальных расплывчатых, вызванных наукой аномальных мигренях, поскольку нереальные феномены не могут повлиять на вас или вашу карьеру каким-либо значимым образом… по крайней мере, мы в этом относительно уверены. Существует рабочая теория, согласно которой нереальная материя/энергия составляет большую часть невидимых частей мультивселенной, хотя ее природа исключает любую возможность истинного понимания. Давайте лучше поговорим о другом.

Если вы переходите на "верхний" слой повествования, этот слой оказывается более реальным, чем ваш собственный, и вы становитесь относительно менее реальным. Аномалии, которые способны манипулировать этими пространствами, представляют собой нереальных скульпторов реальности, и они часто используют свою собственную менее реальную повествовательную причинность, чтобы применять способности в стиле "рассказов/сказок". Эти скульпторы реальности обычно влияют только на непосредственное окружение, в зависимости от их ситуативной осведомленности; хотя они и могут быть очень могущественными, скульпторы реальности, как правило, самоуверенны, подвержены ошибкам и имеют большие когнитивные или перцептивные "слепые пятна", которые могут быть использованы для их сдерживания или уничтожения.

Если вы переходите на "нижний" слой повествования, вы становитесь более реальным, чем ваше окружение. Таким образом, эта область относительно нереальна, а вы - сверхреальны. Сверхреальный скульптор реальности в среднем гораздо опаснее и разрушительнее; речь идет о контроле, который осуществляется сверху, а не снизу. Конечно, и сверхреальные, и нереальные онтокинетические аномалии существуют в спектре мощности. Слабая или неподготовленная сверхреальная сущность может проиграть уверенной и хорошо подготовленной нереальной сущности. Чтобы отличить одну от другой, спросите себя: может ли она изменить саму реальность? Может ли она уничтожить Вселенную, если захочет? Если на оба вопроса ответ "да", то сущность сверхреальна.




2.5.png
2.5.png
text

Сверхреальные скульпторы реальности подобны простым авторам-прокси; поскольку авторские намерения диктуют все события во всех плоскостях существования, сущность, способная изменять фундаментальные правила, вписанная в историю, по сути, является авторской сущностью, вписанной в бытие автором, находящимся ещё "выше". Это связано с третьим принципом:

Существует бесконечное количество гипотетически доступных нарративных слоев. Между двумя слоями всегда будет находиться еще один слой, даже если они выглядят идентично, потому что "уровни", как уже говорилось, — это визуализация, помогающая нашим ограниченным человеческим умом разобрать более абстрактное явление. Нарративы, представляющие собой спектр частот, выводят вас из фазы с вашей текущей плоскостью на одну ступень в любую сторону, увеличивая диссонанс по мере вашего путешествия от точки происхождения. Чем "выше" вы поднимаетесь, тем менее реальным вы становитесь для этого мира, и у вас меньше влияния на него. С другой стороны, если вы спускаетесь "вниз", ваш контроль над нижними слоями не изменяется, но сами слои становятся менее реальными для вас, и, следовательно, менее важными.

Конечно, есть лазейка, чтобы избежать потери смысла/правдоподобия: вписать авторские сущности в основы, чтобы они действовали от вашего имени. Любые персонажи, написанные вами, будут относительно менее реальны, чем вы, что делает их идеальными для внедрения в другие нарративы. Они, как и все персонажи/авторы, не обладают свободой действий, кроме той, что дана им другим автором/персонажем.

Обычно персонаж обычно не может попасть на плоскость своего Автора, но это становится возможным на "нижних" основах. Это происходит потому, что плотность Н-Энергии/когнитрона, необходимая для проявления сущности, меньше при создании персонажей в нарративах с более низкими значениями НДР. Мы слышали истории о сущностях, восходящих вверх, чтобы атаковать свои авторские сущности Сванна, но все они ложные по своей природе; возьмем, к примеру, SCP-3812.

Если вы спросите нескольких человек о 3812, то, по крайней мере, один из них ошибочно упомянет, что сущность восходит по повествовательным слоям, чтобы атаковать авторскую сущность над нами, которая вписала ее в существование. Хотя я уверен, что аномалия хочет атаковать своего автора, последовательность событий, которая, скорее всего, произойдет, будет заключаться в том, что авторская сущность впишет в более низкий план прокси-автора, чтобы тот получил удар за него. Таким образом, автор может вписать 3812 в слой -2, а затем прокси-автора в -1. Тогда сущность восходила бы (в соответствии с желанием автора) и выполняла свою цель.

В конечном итоге это было желанием автора, однако ни одно из существующих повествовательных существ не имело собственной воли в этом вопросе, хотя им может казаться, что у них есть собственные желания. Только желание, данное персонажам, будет их желанием, это желание передается от автора к творению, которое само создает творение и продолжает цепочку.

Желание автора — это единственное, что имеет значение в мультивселенной; некоторые из вас, возможно, уже заметили, что в вашей повседневной жизни наблюдается большая несогласованность. В один день Юмы были надежной системой измерения, а на следующий день уже нет. В чем дело? Некоторые люди из Метафизического сообщили о полном изменении некоторых фундаментальных сил, другие сообщили об обнаружении двух версий SCP-3125, одна из которых является мертвым мемплексом, а другая — гигантской чертовой морской звездой. Ну, вы можете винить в этом небрежное авторское желание. Если автор хочет испортить вашу непрерывность или ввести противоречащие правила, он может сделать это, и повествования будут сходиться в том же смысле.

Не стоит слишком строго судить их, ведь ими руководят намерения других авторов. То же самое относится к этим авторам, и к тем, кто над ними. И так далее, до бесконечности.

И да, это означает, что у никаких существ, даже у нас самих, нет свободной воли или самостоятельности. Мы всего лишь звенья в, возможно, бесконечной цепи авторов, пишущих истории, вложенные циклы творческих миров, которые исчезают, как только среда нарушается.

Кстати, кое-что из этого может вас немного напрячь, или даже вгонит в тоску. Если почувствуете что-то подобное, просто подождите. В бутербродах и кофе, которые вы все ели, добавили легкий транквилизатор, типа чего-нибудь с -азепамом или -азоламом, очень слабенький. Ничего страшного, если только вы не пили. В этом случае, ага, вы? И… раз, два, три, четыре …четыре? Окей, пятеро из вас, пожалуйста, пройдите в медпункт в конце коридора. Посмотрю на часы.

Ага, все нормально. Просто идите побыстрее.

Не переживайте. Уверен, это лучше, чем сильные галлюциногены. Хотя я был бы неправ, если бы позаимствовал что-то ещё, кроме способа введения, который использовался на семинарах типа "Зеленый", которые мы тогда проводили. Уверен, вы слышали истории. Только вот психиатрические расходы…

[кашель] …Так или иначе, я хотел бы переключиться на другую тему и поговорить о физической структуре повествований. Мы все знаем, по крайней мере, некоторые из типичных фундаментальных частиц, которые, как мы считаем, составляют нашу реальность; фотоны, кварки, бозоны и т.д. Оказывается, эти частицы – это проекция реальности; голограмма, если хотите. Эти частицы мало что имеют общего с фактической отрисовкой повествовательного плана, только с его согласованием в трёх измерениях. Вместо этого нам нужно взглянуть на таблицу фундаментальных повествовательных частиц. Многие из них используются для преобразования повествования в определенный формат, чтобы его информацию можно было передавать многократно и как можно более без усилий. Такие частицы, как глифема, хемема и лексема, являются фундаментальными единицами определенных сред; письменного языка, языка жестов и разговорного языка соответственно.




1.5.png
1.5.png
text
]

"Частицы" могут показаться несколько натяжкой, но не более, чем прецедентом. Эти частицы представляют собой дискретные области, где происходит феномен, и мы знаем, что феномен происходит. Однако, как и в случае с типичной волновой дуальностью, мы не можем одновременно измерить действующие силы и знать их точное местоположение. Вместо этого они физически представлены сферической областью, в которой измеренные данные всё ещё корректны.

H-энергия и когнитроны — самые важные элементы для нашей сегодняшней дискуссии. H-энергия, также известная как Энергия Канона, используется при создании или укреплении миров. Она берет свое начало в когнитронах, фундаментальных единицах мысли. Когнитроны производятся из творческих резервов в больших количествах во время эмоционального стресса, а в меньших объемах — в других ситуациях, например, при создании внутренних образов. Когда когнитроны используются для создания повествовательнй основы, их преобразование в H-энергию создает канонический потенциал, который помогает закрепить мир в выбранной среде. Это достигается посредством сосредоточенных усилий.

Я упрощаю, так как производство античастиц не является ключевым моментом для этого семинара, но H-энергия трансформируется в нарремы и смесь идеолем, лексем, фонем, морфем и/или графем, в зависимости от среды. Оставшаяся H-энергия теряет свой заряд и превращается обратно в когнитроны, которые остаются в системе для дальнейшего использования. Если история хранится в цифровом формате, ее базовые элементы преобразуются в биты, ожидая момента, когда их "вызовет" среда.

Нарремы формируют сложные соединения, которые мы называем устройствами: тропы, темы, и, в зависимости от среды, дополнительные материалы: фраземы из морфем, диафонемы из фонем, этносы из идеолем и так далее. Различные устройства и нарремы объединяются в сегменты, которые мы называем сюжетами. Фабула, или полная временная линия, развивается через свои сюжеты с определенным темпом, которая рассчитывается как плотность хрононов на сюжет. Эту силу мы называем Непрерывностью, а ее естественное, осмысленное развитие — Повествовательной Связностью. Это синоним Причинности, о которой нам известно. Повествовательная Причинность, с другой стороны, связана с понятиями синхронности, счастливой случайности, божественного вмешательства, сюжетной брони и подобными. Эти концепции влияют на Вероятность повествования при их чрезмерном использовании, снижая воспринимаемую правдоподобность по сравнению с более реалистичными мирами.

Экспоненциальное снижение плотности когнитронов, наблюдаемое в повествованиях, предполагает, что последующие вложенные Фабулы обладают меньшей плотностью повествовательных частиц, за исключением случаев, когда происходит нисходящий поток H-энергии из какой-то более высокой системы.

Единственное, что стоит упомянуть относительно античастиц, это то, что их генерация является причиной всех опасных явлений. Мы до сих пор не знаем, почему или как аномалии манипулируют античастицами, но мы уверены, что опасности вызваны взаимодействием античастиц: антинарремы с нарративными опасностями, антимемы с меметическими опасностями, икономеры с иконоопасностями, антисемиомы с семиотическими опасностями и так далее.

В то время как H-энергия отвечает за создание канонов и миров в целом, она также может быть использована для того, чтобы сделать элемент истории более "реальным". Это требует значительных усилий и коллективного канонизирования, но теоретически возможно, чтобы идея была достаточно убедительной, чтобы проявиться на материальном плане. Мы называем этот процесс психогенезом, который требует одновременных и устойчивых затрат когнитронов многими, многими авторами одновременно. Когда идея проходит психогенез, получившееся творение называется (в нашем обычном понимании) мыслеформой или тульпой — это, по сути, сконцентрированная вера, проявляющаяся как реальность.

Простите, последняя часть… я, честно говоря, не уверен, что это правда. Я знаю, что это так, но узнал об этом буквально пару секунд назад. Вот в чем штука, да? Кто-то должен подкидывать мне эти идеи, как и тот, кто пристроил меня на проект "Эрудиция Нарративистики". Не знаю, кто это был — проснулся однажды, а у меня уже повышение. Странно, конечно, но не так странно, как этот семинар. Кто-нибудь из вас помнит, чем вы занимались до этого? Кто-нибудь? Я — нет.

Вот что значит "Нарративистика". Из-за нее я здесь и читаю вам лекцию, но также из-за нее вы все и не видите друг друга. Я только что это заметил. Вы все отвернулись от меня. Это нормально.

Я проигнорирую этот момент и спокойно закончу свою тираду, пока не завяз в мелочах. Чем пристальнее вы смотрите, тем больше понимаете, что знать этого не хотели. Но мы принимаем хорошее с плохим, всё это часть игры, как вы уже, наверняка, поняли, да?

[Пять секунд тишины. Глаза Харкнесса мечутся из стороны в сторону, а потом устремляются вверх. Вскоре взгляд опускается на пол. Сложные, противоречивые эмоции сливаются в смятение. Не то чтобы невыносимо, но изнурительно. Я чертовски устал. Это мои чувства? Это мои мысли? Почему всё кажется таким знакомым? Я слышу этот звук, как колокол, перекрывающиеся колебания, всеобъемлющие, несущие намерения, данные неизвестными сторонами. В центре - я, проводник, транслирующий свои мысли и мечты, под влиянием меня. Персонажи, цивилизации, целые миры, все живут своей жизнью, все уникальны и так же реальны, как и моя для меня. Это ужасно. Ужасно, что они верили во всё это, чувствовали каждый момент, но всё равно перестали существовать, когда я проснулся сегодня утром. В ту долю секунды между вспышками синапсов вся эта работа была потеряна. Но я всё ещё здесь. Они не заслужили этого. Как это справедливо? Как?!]

Все это часть игры.

[Я видел, как гибли миллиарды миров, и всё же они исчезают из моей памяти сразу после их исчезновения. Единственная истина — это непостоянство. Уничтожение сервера, пробелы в памяти бога, ластик — все это символы неизбежности. Пожар, потоп – все эти факторы неотвратимо ведут к угасанию. Сколько времени остаётся мне? И тебе?]

Т-так… вау …ээ, я, эээ, чёрт. Извините. Отвлёкся на секунду, наверное… ? [пауза] К-кто-нибудь ещё чувствовал это? Это, эээ. А, неважно.

Ладно, ладно. Позвольте мне просто… [выдыхает]

Подводя итог: [пауза] Нарративистика – это теория мультивселенной моделей Пата-надмножества. Она предполагает, что все истории одинаково истинны для персонажей и относительно реальны для наблюдателя. Все теории, каноны, истории, хорошие и плохие, правдоподобные и нет, существуют на каком-то уровне. Такие вещи, как сюжетные дыры и несовместимое переплетение, можно объяснить. Желание автора – единственное, что имеет значение. Если я напишу две несовместимые истории, чтобы переплести их друг с другом, они волшебным образом станут совместимыми, но только в маленьком изолированном повествовательном пузыре, в котором я их пишу. Если кто-то напишет историю, которая намеренно игнорирует Нарративику, она все равно будет работать в рамках Нарративики, потому что эта плоскость все равно где-то существует.

Эта структура не ограничена одной временной линией, ни мультивселенским подмножеством, в котором Фонд SCP существует и умирает. Это не сама по себе история. Этот семинар – повествовательная основа, на котором Нарративика передается в этом случае, но ее происхождение реальнее, чем я сам, даже мой автор, если уж на то пошло.

Нарративика – это большая объединенная научная структура повествовательной причинности, которая включает все истории, реальные и вымышленные, будущие и прошлые, SCP и не-SCP. Ваша история. Моя история. Истории богов в местах далеко наверху и пылинок далеко внизу, коллективных сознаний в экзистенциальной грандиозности и мимолетных мечтаний одноклеточных организмов. Всего. Всего и всех.

А теперь я возвращаюсь в то лиминальное пространство, где я просто витаю в воспоминаниях о историях. Никого нет рядом, я говорю в пустоту. И вопросов нет.

Спокойной ночи.

Если Вы читаете это сообщение, значит, Фонд успешно нейтрализовал самое могущественное существо в Вашей нынешней космологической концепции. Простите/всегда пожалуйста, я не устанавливаю правила. На самом деле, всё, что я сделал, это использовал ту пушку, которую я нашёл. Было очень просто.

Структурные: рассказ
Филиал: en
Перевод: к_вычитке
версия страницы: 15, Последняя правка: 07 Авг. 2024, 19:30 (43 дня назад)
Пока не указано иное, содержимое этой страницы распространяется по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License.